|
Вилегодская газета
25 октября 2006 (82)
Елена ШУЛЬГИНА
"Без яхты свою жизнь уже не представляю..."
В первые дни августа в Северодвинске проходит традиционная Соловецкая регата.
Стать ее победителем не просто престижно, лидерство в этой гонке - подтверждение
мужественности, воли, физической подготовки. Это, можно сказать, проверка
характера! В прошлом году северодвинская команда на яхте "Шанс" стала абсолютным
чемпионом этих сложных соревнований. Сегодня один из тех, кто боролся с водной
стихией и пришел на финиш первым, у нас в гостях. Это северодвинский яхтсмен
Данил Сидоров.
На Виледи Данил впервые, приехал погостить на пару дней с другом. Возможность
вырваться из города в сельскую глубинку появляется редко - дел много. Во-первых,
учится на 5 курсе на инженера-механика (факультет судовых энергетических систем)
в Севмашвтузе, работает судовым слесарем-монтажником на Севмаше. Все остальное
время посвящено тренировкам на яхте.
В этом году его увлечению парусным спортом исполнилось десять лет: когда-то в
северодвинский яхт-клуб "Север" его привел друг. Сам это увлечение со временем
оставил, а вот Данил уже десять лет занимается парусным спортом.
О яхтах, море и соревнованиях мой собеседник рассказывал взахлеб (думаю, и
вилежанам тоже будет интересен его рассказ). Причем, по его мнению, в этом виде
спорта нет незначительной вещи - важно все. От корпуса с мачтой, их цвета до
состава экипажа и тренера, который с ним работает.
Конечно, яхтсмен с таким солидным стажем, как у Данила, легко использует в своем
разговоре профессиональные слова, которые многим могут быть непонятны.
Вся амуниция, которая у яхтсменов называется, например, "вооружением", готовится
тренером. Именно он следит за ее исправностью и готовностью к заплывам. Так же,
как и за всей материальной частью - корпусами и мачтами.
Что касается обмундирования, то его выбор полностью предоставляется спортсменам.
- Конечно, хорошо, когда есть непромокающий костюм или тот, который греет при
намокании. Но, сами понимаете, такие вещи стоят дорого, - говорит Данил. -
Конечно, со временем можно себе позволить приобрести хорошую амуницию. Особенно
когда начинаются соревнования, тогда хочется не только идти под парусом своей
яхты, но и выглядеть отлично и чувствовать себя комфортно.
По его словам, этим видом спорта занимаются чаще всего мальчишки, но и девчонок,
кстати, он тоже привлекает. Они больше ходят на крейсерских яхтах, где суше,
теплее и комфортнее.
Особое внимание Данил обратил на классы яхт. Его, как только пришел в клуб,
сразу же посадили на яхту класса "Кадет", для двух человек. Стал на ней матросом
- тянул веревку. Как правило, на таких яхтах ходят спортсмены разных возрастов,
один должен быть постарше - рулевой. Полтора года юноша был матросом. Затем ему
доверили одиночку класса "Оптимист". Без хорошей физической подготовки и навыков
с ней не справиться. Знать нужно многое: под каким углом к ветру может ходить
яхта, на каких курсах, как рулем управлять, парусом.
- Только не подумайте, -улыбаясь, заметил Данил, -что год-два матросом побыл и
уже во всем разбираться начнешь. Теоретические занятия - вещь важная. На них и
ветра изучаем, и узлы морские вязать учимся.
Вот если всем этим заболеть по-настоящему, тогда уже будешь не просто приходить
и тренироваться, будешь ждать соревнований, чтобы проверить себя, испытать, -
откровенно признался яхтсмен.
Конечно же, мастерство, нарабатываемое на тренировках, проверяется на
соревнованиях. Они ведь не просто гонка за лидерством, это адреналин в крови,
это взаимопонимание в экипаже, это проверка на мужественность.
Условия и правила соревнований строги и бескомпромиссны. На воде выставляются
буйки. Обычно по треугольнику. В середине - судейское судно и еще один буек
"старт-финиш". После старта яхты идут сначала против ветра к первому буйку,
огибают его, затем ко второму, к третьему -снова против ветра. Условие победы
простое - кто первым пришел, тот и выиграл.
По мнению Данила, победа зависит и от фортуны, и от умения, и от теоретических
знаний. А если сильный ветер, то еще и от физической подготовки спортсмена -
нужно откренивать яхту своим весом, то есть перегибаться за борт и тянуть ее на
себя. Особенно сложно это сделать, если ветер дует не ровно, порывами.
Наслаждаться морем и волнами в ходе соревнований не приходится, команде нужно и
яхтой управлять, и парусом. А еще нужно следить, чтобы не нарушить правила. Ведь
иногда даже маленькая оплошность экипажа может сыграть против него. К примеру,
объясняет спортсмен, буек огибаешь, задевать его нельзя. Задел знак, нужно
раскрутиться, то есть сделать оборот в 360 градусов. Это, конечно, не сложно, а
вот время теряешь. Столкновения яхт бывают, за них тоже наказывают.
Впрочем, разбираться, кто прав, кто нет, будут уже на берегу, поэтому есть
возможность опротестовать нарушение.
На областных и российских соревнованиях Архангельскую область представляет
команда, состоящая только из архангелогородцев. Поэтому попасть на серьезные
состязания у Данила возможности нет.
У моего собеседника есть не только тренировочная клубная яхта, но и собственная.
Названия у нее нет, есть просто номер. Но, по словам Данила, она хоть и
малюсенькая, а скорость у нее очень приличная. Относительно воды она может
развить скорость до 6 узлов. Если перевести на километры - это приблизительно
десять в час. Кажется, мало, но по воде это очень много. Иногда даже дух
захватывает от такой скорости.
Профессионально Данил тренируется в экипаже, состоящем из шести человек. Ходят
на большой (ее длина девять с половиной метров) морской яхте с ярким названием
"Шанс". Она относится к классу гоночно-крейсерских яхт.
- Название такое ребята придумали еще до нас. Хотели сначала назвать яхту
"Дрейк". А вот пришли название на борт писать, и "Шанс" само собой получилось.
У "Шанса" розовый цвет борта, подводная часть синяя, палуба и рубка белые, парус
тоже белый, - продолжил Данил. - Паруса, конечно, можно разных цветов поставить.
Зависит все от материала, точнее, от того, сколько денег у команды, чтобы этот
парус купить.
- Такие яхты, как наша, спроектированы в конце восьмидесятых годов уже прошлого
века в Северодвинске. Нигде, кроме нашего города, таких больше нет. Корпуса
построили на заводе сами яхтсмены, а следующие поколения довели их, что
говорится, до ума. Сейчас мы тоже сами кое-что переделываем, достраиваем, -
рассказал спортсмен. - В 2005-м, к примеру, сами переделали рубку.
В прошлом году экипаж занял первое место и взял абсолютное лидерство на
престижнейшей гонке "Соловецкая регата". Она проводится ежегодно и стала уже
традиционной. Побороться за титул чемпиона на нее съезжаются яхтсмены Мурманска,
Архангельска и Северодвинска.
Так как классы яхт разные, то и маршруты гонок у них разные. Гоночно-крейсерские
идут большие этапы по 170 миль и больше. Маршрут до Соловков, в Карелию,
практически по всему Белому морю и обратно.
Стартует регата в первых числах августа, длится около десяти дней. Каждый экипаж
по ее завершении получает определенное место в своей группе.
Конечно же, каждая команда стремится стать лидером, а победа на таких серьезных
соревнованиях легко не дается.
На многих яхтах спортсмены устанавливают специальные двигатели, но, по словам
Данила, никогда ни один экипаж не применял их в регате. Все честно, все по-
мужски.
Та яхта, что затратила меньше времени на все этапы, становится победителем. А
та, чей результат лучший среди всех, - абсолютным чемпионом.
В основном призы -это денежные поощрения, грамоты, кубки или медали. Иногда за
определенный этап награждают отдельно -к примеру, по желанию спонсора.
- Тот драйв, что получаешь во время гонок, не сравнить ни с чем другим, -
заверил Данил. Кстати, и в этом году "Шанс" и его экипаж стал призером
Соловецкой регаты.
О ребятах не раз рассказывало региональное телевидение "Поморье", о них пишут
материалы. А они оставляют море лишь на зиму, хотя и в морозы грезят морем,
попутным ветром и скоростью, от которой захватывает дух и кажется, что ты
летишь.
| |