|
Вилегодская газета
4 ноября 2006 (85)
Светлана БЫКОВСКАЯ
Народные игры - неотъемлемая часть нашей культуры
Одна из номинаций районного конкурса "Вилегодская сударушка" называется
"Разрешите вас потешить...". Это домашнее задание.
Каждая из участниц должна будет "показать" вилегодскую игру, то есть "разыграть"
ее со зрителями.
Разумеется, каждой из сударушек нужно будет узнать, а в какие народные игры
играли люди старшего поколения. Во время наших фольклорно-этнографических
экспедиций по деревням и селам Виледи мы убедились, что их было очень много. Так
что тема "Народная игра" до конца еще не изучена. К сожалению, отсутствие
хороших технических средств не дает нам возможности записать их "живьем", а
восстанавливать, поверьте, есть что. Необходимо заинтересовать сегодняшнее
молодое поколение к познанию прошлого.
Мы являемся свидетелями того, что современные дети не играют в народные игры,
например: "имальцы", "чурка-палка", "чехарда", "ходули", "чижик", "12 палочек" и
так далее. Но мне кажется, их родители умели и играли в эти игры.
Нынешним летом к нашему дому в деревне Воронцово прибежало много мальчиков,
видимо, к внуку Никите. Я тем временем занималась в теплице. Вижу: им нечем
заняться - стали камни с дороги зачем-то собирать. Решила заинтересовать их
игрой в "12 палочек", рассказав правила. Они быстро сделали палочки, принесли
чурку, доску.
Первой пришлось водить мне, а потом и сами дети включились с
азартом в эту игру, им не знакомую. Не думаю, что с одного раза они запомнили,
но я поймала себя на мысли, что дети будут играть в "прежние" игры и надо просто
учить их этому.
Наши сударушки, конечно, не будут на сцене играть в "12 палочек", но уверена,
они создадут атмосферу "праздничной игры": нарядной, массовой, яркой....
Вот игра "Целовки" (рассказала о ней Клавдия Семеновна Журавлева из деревни
Дресвянка, умерла в 1993 году). Все сидят на лавках, в середине избы табуретка.
По желанию выходит парень и садится, а девки подходят к нему по одной. Он
оттопывает тем девчонкам, которые не нравятся. А которая нравилась, садилась на
другую половину табуретки спина в спину, остальные которые сидят на лавках,
припевают:
Если любишь, докажи,
А не любишь, откажи.
Если любишь, повернись,
А не любишь, отвернись.
В это время парень и девушка поворачивают голову, если в одну сторону, то
целуются и уходят. Вновь садится девушка или парень, все повторяется. Если не
повернулись в одну сторону, то подходят к сидящему на табуретке другие парень
или девушка.
А вот тоже интересная игра "Суседом плясали". О ней рассказала моя мама, Анфиса
Алексеевна Кашенцева из деревни Мишина Гора (последнее время проживала в д.
Воронцово, умерла в 1994 году). Входят две девушки, хлопают парней, отплясали,
сели к парням на колени. Другие в это время (парни или девки) хлопают, пляшут, и
опять девки садятся на колени к парням (одни пляшут, другие сидят). Если девушка
или парень захотели сменить партнера, меняются через пляску (тогда парень или
девушка хлопают соответственно девушку или парня из пары сидящих, тогда девушка,
которая сидела до этого в паре, идет плясать, а та, которая хлопнула, садится на
колени).
Анфиса Алексеевна еще и частушки спела, которые звучали во время этой игры:
Суседушком плясали,
Нехорошая игра,
Супостатка села к дролечке -
И взять ее нельзя.
Мы суседушком играли,
Сели с милым в уголок.
Он давал колечко с камушком,
Выманивал платок.
Во время игры дарили друг другу подарки.
Самое интересное, такую же игру нам описал
Александр Прокопьевич Тропников из селянской деревни Ивановская, только называл
ее "Суседами играли".
Об игре примерно с таким же названием рассказала и Прасковья Павловна
Меньшакова, 1911 г.р., проживала в селе Шалимове, а уроженка села Слобода
(умерла в прошлом году). Все сидят на лавках парами, девки на коленях у парней.
Ведущий ходит и каждую пару спрашивает, начинает с девушки: "Довольна?", если
она отвечает "Довольна!", то дают ей любое легкое задание.
Далее спрашивают
парня: "Доволен?", ответ положительный - целуется, а если нет - эта девушка
уходит, садится другая. Моя собеседница, а это было десять лет назад, заключила:
"Надоест играть-пойдем плясать".
Самой ценной в народных играх является их массовость, возрастная вариативность,
воздействие на развитие физических и нравственных качеств человека. Вот
поэтому-то народ издавна ценил игры, указывая на их прямую связь с жизнью.
Была разработана целая система игр, которая учитывала времена года. Зимой, в
морозы, молодежь собиралась в избах, а как только начнет припекать солнышко,
игрища устраивались на улице. Летние гуляния, с Пасхи до Покрова, проходили на
полянах, лугах, больших и малых горках, в дождливую погоду собирались в гумнах.
Необходимо заметить, участие в игре предполагало возможность как победы, так и
проигрыша. Умение проигрывать, пережить проигрыш давалось не сразу, но, в
конечном счете, оно формировало стойкость характера. В процессе игры могла
возникнуть ссора, потасовка. Но как бы ни были озлоблены, никто не смел нарушить
ряд заповедей: драться только до первой крови, не бить лежачего, не бить ногами
ниже пояса, двое одного не бьют...
В любом случае нельзя было разрушать три компонента: жребий (в виде считалки или
жеребьевки), собственно игру и наказание (символическое или конкретное). Жребий
всегда исключал обиду. Надо заметить, что народная игра нередко позволяла
слабому победить сильного за счет других качеств: ловкости, меткости, смекалки,
хитрости...
К сожалению, многое уже забыто. Надежда одна: давайте сообща вспоминать,
действовать и помнить, что игра является неотъемлемой частью народной культуры.
Екатерина Байбородина,
Уезжая надолго из дома, побеспокойтесь о сохранности имущества.
И не верьте незнакомым людям
На днях в редакцию зашел участковый уполномоченный милиции Вилегодского РОВД по
Никольскому поселению Дмитрий Морев, чтобы обратить внимание населения вот на
что.
- Дело в том, - сказал он, - что сейчас как раз такое время, когда гражданам
необходимо позаботиться о сохранности своего имущества. Особенно это касается
дачников. Каждую весну в милицию начинают обращаться люди с жалобами на то, что
у них из домов пропали те или иные вещи. Спросом пользуется бытовая техника,
телевизоры, холодильники и прочее. Спрашиваешь, когда пропали? Ответ таков: с
октября по апрель-май. Согласитесь, если кража совершена несколько месяцев
назад, то людей, совершивших хищение, найти очень сложно или практически
невозможно.
Кражи обычно совершаются после заморозков, по первому снежку. В зимний период,
когда в деревне никто не живет, когда дороги не чистятся, преступникам туда ни
пройти, ни проехать, а вот сейчас - запросто. Люди, собрав урожай с огородов и
закончив все дачные дела, разъезжаются. И для расхитителей чужого добра
наступает золотая пора. Вытаскивай добро, складывай в машину и езжай. А потом
ищи ветра в поле!
Вот и хотелось бы предупредить людей, чтобы не оставляли на дачах и в домах
дорогие вещи, на которые чужие люди могут позариться. Чтобы и соблазна забраться
в ваш дом не возникало.
Обеспокоен Никольский участковый и тем, что в последнее время мошенников
развелось много.
- Несколько дней назад по домам и квартирам жителей Никольска стали ходить
незнакомые люди, с виду приличные, - говорит он. - Подъедут к дому на машине.
Выйдет из нее молодая девушка, с чисто русской внешностью, а, значит, "своя".
Зайдет в дом, представится, скажет, что, дескать, она из такой-то деревни, где у
них имеется свое фермерское хозяйство (причем люди знают, что в этой деревне
таковое имеется), и предлагает раза два в неделю поставлять прямо на дом
молочную продукцию собственного производства. А пока вот у них имеется мед со
своей пасеки. Мол, не купите ли? Ну, люди и покупают! Но вместо меда получают
сахарный сироп, подкрашенный красителями. Ждут через два дня обещанного молока,
чтобы заодно и отношения выяснить по поводу "лжемеда", да так и не могут
дождаться. "Медово-молочных фермеров" уже ищи-свищи!
| |