|
Вилегодская газета
7 июня 2006 (42)
Инф.
Считалось, что игрушки могут приумножить урожай, отвести беду
"Игрушка - это здорово!" - под таким названием прошла недавно выставка в Доме
народной культуры. Известно, что наши предки к детским игрушкам относились очень
серьезно. Верили, что они охраняют сон ребенка, и как оберег клали ее в зыбку.
Считалось также, что игрушки могут приумножить урожай, прибавить счастья или
отвести беду.
Нужность, полезность и целесообразность народной игрушки очень велика: с
рождения ребенка они - спутники детской жизни. Самым маленьким предназначались
шумные подвески с яркой окраской, трещотки, погремушки. Древней забавой можно
назвать погремушку, которую на Русском Севере и у нас на Виледи называли
"шаркунок". Его в основном делали из бересты, внутри которой звонко гремел горох.
Как правило, игрушки изготовляли из различных природных
материалов: соломы, дерева, ивы, воска, теста, лоскута, металла, мочалы, щеток,
сахара. Но особое предпочтение отдавали глине! У нас на Севере существовали
селения, где целыми семьями занимались их изготовлением. Потом это превращалось
в промысел, например, всем известна каргопольская глиняная
игрушка. Ну а Виледь в прошлом была краем горшечников, и не исключено, что
изготовлением игрушек из глины (свистульки, всадники...) занимались и у нас.
Не сомневаюсь, что люди старшего поколения помнят, как в детстве сами шили
тряпичные куклы, мячи, делали мячики из бересты, различные игрушки - каталки из
дерева. А деревянные кони, медведи, белки? А кукла-полено? Правда, в этой кукле
нет индивидуальных черт, отсутствует характеристика пола и возраста. Уверена,
что многие мои ровесники ценили такие игрушки, которые были ненавязчивы,
небезобразны, гуманны, берегли детскую душу и, заметьте, были сделаны из
безвредного материала. Именно всем этим критериям как раз и отвечает народная
игрушка.
А что сегодня мы видим на прилавках магазинов и рынков? "Фабричные сокровища"
прочно заменили
"народную индустрию". Перевелись и мастера-игрушечники, семейственность в этом
деле тоже утрачена. Хотя именно семейственность является живительным источником
данного ремесла.
Неотъемлемой частью народной игрушки была и роспись. Мастер не только делал
игрушку, но и сам расписывал. Краски изготовлялись на яичном желтке, из отвара
луковой шелухи, сока клюквы, черники, свеклы. И никакой химии!
Как думаете, существовало ли на Виледи игрушечное ремесло? И в каком виде? А
роспись? В
том и другом случае можно ответить: "Да". А существовала ли в нашем крае игрушка
и роспись, присущая только Виледи? Здесь однозначного ответа нет. Может быть,
вам, уважаемые вилежане, есть что рассказать, тогда позвоните по телефону 3-11-
34, в Дом народной культуры.
Кстати, во время последней экспедиции старожилы из Селян рассказывали, что если
ребенок начал самостоятельно делать первые шаги, то в знак этого события
мальчику чаще всего дарили деревянного коня, а девочке - куклу. По старинному
обычаю считалось, что игрушка принесет ребенку здоровье, благополучие, успех.
Давайте вместе возрождать эту добрую, славную традицию и поддерживать живой
интерес детей именно к народной игрушке.
А вот как отозвались
наши посетители о выставке "Игрушка - это здорово!": "Фантазия детей удивляет и
вдохновляет взрослых на творчество", "...Все поделки очень хороши, особенно
понравились божья коровка, русалка, звездочка, ангел, месяц, бегемот, собака,
лягушка, капелька, домовой, боксер-кулачник, чудо-дерево...", "...Все игрушки и
изделия, представленные на выставке, очень разнообразны. Все умельцы - молодцы!
Приглашайте нас на выставки. Это воспитывает детей".
Екатерина БАЙБОРОДИНА
директор Дома народной
культуры
Фото
предоставлено ДНК
| |