Вечерний Котлас
25 августа 2006 (34)
Елена ЛАРЕВА
"Адмирал Кузнецов" будет возить туристов по Волге-матушке
Протяженность внутренних водных путей нашей страны составляет 101 тысячу
километров. К сожалению, только треть из них являются судоходными. Как раз
современному состоянию и содержанию внутренних водных путей РФ и была посвящена
конференция, прошедшая в Котласе с 16 по 18 августа.
Впервые под крышей здания Севводпути собралась столь внушительная компания.
Руководители из Енисейского, Печорского, Камского, Амурского, Ленского и других
управлений водных путей и прибывшие из столицы представители Московского
государственного университета собрались для обсуждения самых наболевших
вопросов, касающихся водного транспорта.
- Для судоходного бизнеса состояние водных путей имеет огромное значение, -
сказал президент Ассоциации судовладельцев Николай Смирнов. -Ведь до сих пор
завоз лекарств и продуктов в труднодоступные районы жизненно необходим для
многих тысяч людей, поэтому мы требуем от государства поддержки.
А она, безусловно, нужна.
- И вот ведь парадокс, - возмутился начальник Управления внутренних водных
путей Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Злобин. -
Согласно закону, субъекты Федерации лишены права принимать участие в
финансировании водных путей, так как те находятся в федеральной собственности.
Оттуда же, из федерального бюджета, идет и финансирование, которое на данный
момент составляет лишь 40 процентов от требуемой суммы. Чтобы субъекты страны
могли участвовать в эксплуатации водных артерий, нужна правовая база, а ее нет.
Как отметил Игорь Николаевич, внутренние водные пути - фактически единственная
отрасль в России, на содержание которой разработаны нормативы. Они были приняты
еще в 2001 году. Но появился ряд расходов, не предусмотренных этими нормативами.
Поэтому Злобин признал их устаревшими. Министерство транспорта должно внести
изменения и поправки в этом году.
- Поверьте, в Европе те же самые проблемы, что и у нас, - утверждал Игорь
Злобин. - И даже хуже, ведь Европа перенаселена. Там слишком много машин на
дорогах. Поэтому они, как и мы, мечтают увеличить грузооборот на реках.
Плюсы очевидны. Об этом говорили все участники конференции. Во-первых, выводя
основные грузоперевозки на судоходные пути, можно снизить количество
большегрузных машин. Соответственно, на ремонт дорог будет уходить меньше
денег. Во-вторых, улучшится экологическая ситуация. И наконец, нельзя упускать
из виду и экономическую выгоду. По
словам начальника Севводпути Леонида Первушина, водный транспорт до сих пор
считается самым дешевым.
Шла речь и о судьбе наших красавцев-теплоходов "Федор Абрамов" и "Адмирал
Кузнецов".
- Экономически их содержание очень невыгодно, - объяснил Леонид Семенович. - Мы
не можем себе позволить тратить по десять миллионов за два месяца навигации на
эксплуатацию одного такого судна.
- Речной туризм развивается прямо на глазах, - подхватил разговор президент
Ассоциации судовладельцев Николай Смирнов. - Начальник Северного пароходства,
кому принадлежат эти два теплохода, обратился к нам с предложением, чтобы мы
взяли их в аренду. Они будут ходить по волжским туристическим маршрутам.
Надеемся, что это мера
позволит сохранить и суда, и экипажи. Наверное, так и должно быть. Если Северная
Двина настолько обмелела, что по ней не могут пройти большие суда, смысла в том,
чтобы белоснежные красавцы "Федор Абрамов" и "Адмирал Кузнецов" простаивали в
затоне, просто нет. Увидев в глазах журналистов некую печаль, Николай Смирнов
поспешил нас успокоить:
- Может, за это время будут проведены серьезные дноуглубительные работы, тогда
теплоходы смогут вернуться на местные линии.
И тут же высказал идею (над которой пообещал подумать) о том, что "Адмирал
Кузнецов" может ходить по реке до определенного пункта, а дальше придется
развозить туристов на "Зорях".
- Мы каждый год сталкиваемся с проблемой затопления населенных пунктов, -
наконец-то взял слово глава Котласа Сергей Мелентьев. - Так вот, осуществляя
дноуглубительные работы на реке, ее можно свести к минимуму. И
безусловно, нельзя забывать о том, что вода - это стратегический объект. Так что
эти работы важны для поддержания ее запасов и уровня.
Финансирование дноуглубительных работ - самый наболевший вопрос у речников.
- Без них никак нельзя, - убежден Леонид Первушин. - В прошлом году на эти
работы из областного бюджета не выделили ни копейки. В результате мы потеряли
глубины. И теперь на проведение дноуглубления нужно еще больше денег.
- Мы готовы возрождать реки Севера, если будет достаточно средств, - заключил
Леонид Семенович.
|