Пресса Архангельской области
 
695728806 695728806 695728806 -->


Волна
11 февраля 2005 (5)
Иван ФИЛИМОНОВ,

Откуда есть пошли профсоюзы Севера

100-летию российского профсоюзного движения посвящается

В преддверии 100-летнего юбилея российского профсоюзного движения газета "Волна" начинает публиковать цикл материалов о том, как на российском Севере зарождалось профсоюзное движение, шло его становление и развитие, в каких условиях профсоюзы Поморья работают сейчас.

Предлагаем вашему вниманию первую часть этого цикла материалов.

У истоков создания

Профессиональное рабочее движение обычно развивается вслед за появлением крупной промышленности и накоплением капитала. Россия, и особенно ее северная окраина, в этом отношении сильно отставала. В Архангельске и других городах Поморья становление промышленности и возникновение пролетариата относятся к концу XIX века, когда лесопромышленники построили биржи и лесопильные заводы. Крестьяне близлежащих деревень ринулись туда на заработки, оседали в заводских поселках и вливались в рабочий класс.

Неграмотная и легковерная "деревенщина" сразу же превращалась в белых невольников. Вот какой договор заключила в 1905 году фирма "Шеклейн" с онежскими лесорубами: рабочие должны бесплатно построить себе лесные избушки; прокладывать к делянкам дороги и очищать катища. Если же из-за мелководья сплавить лес не смогли, то его обязаны выкатить на берег и сохранить до следующей навигации, не требуя особой платы. За потерянное в запани бревно взимали штраф 5 рублей, а за пуд канатов - 8 рублей.

Нечеловеческая эксплуатация и бесправное положение заставили рабочих объединяться, искать какие-то формы защиты. На заводах, фабриках, в мастерских стали создаваться заводские комиссии, нелегальные стачечные комитеты и другие организации рабочих. Они предъявляли предпринимателям требования, участвовали в разрешении конфликтов между наемными рабочими и хозяевами, руководили стачками.

Эти организации и стали прообразом профсоюзов.

Одной из таких моделей может служить общество приказчиков и конторщиков. Уже в 1873 году оно выработало и утвердило в правительстве устав. В 1904 году члены общества поставили вопрос об урегулировании режима рабочего времени, но ничего не добились. Попытку повторили в следующем году. Воспользовавшись тем, что хозяин Манаков уволил одного из служащих за то, что "препятствует нашему нраву" (а нравом же было минимум расходов - максимум прибыли), приказчики стали требовать его восстановления. Хозяин на уступки не пошел, и товарищи уволенного прекратили работу. Но забастовка успеха не имела, так как другие приказчики побоялись поддержать бастующих.

Однако выступление приказчиков некоторые плоды все же принесло - в союз стали вступать новые люди. Кроме того, рабы прилавка поняли, что забастовка - это тот путь, который может привести к победе.

Вскоре в союзе состояло 147 человек, а это - уже организация.

Первым делом профсоюз решил ввести воскресные выходные дни и подал об этом прошение в городскую Думу. На ее заседании один из представителей торгового мира, тряся кулаком, кричал:

- Как так? Мои приказчики, которых я нередко вот этой рукой выталкивал в шею, сгибал в бараний рог, вдруг требуют праздничного отдыха! А? Каково? Нет, не потерплю!..

Конечно же, Дума отказала членам союза. Но приказчики не успокоились. Наоборот, на второй день они провели собрание, где присутствовало 200 человек, и решили: назавтра, в воскресенье 11 июля, вместо конторок всем выйти в сквер.

Так и сделали. В тот день они из вчерашних Ванек, Санек и Гришек стали гражданами.

После небольших речей демонстранты с красным флагом и лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" прошли по Троицкому проспекту, закрывая магазины и лавки. Затем двинули в Соломбалу, делая то же самое. Шествие сопровождалось трудовыми и революционными песнями.

Душой и вдохновителем этого дня и вообще всего приказчичьего движения был Николай Николаевич Старовский, приказчик технического склада. Он выработал петицию на имя купеческого старосты Вальнева, где были такие требования: полный праздничный отдых; в случае болезни сохранять жалование в течение месяца; за год службы давать две недели оплачиваемого отпуска; не преследовать за религиозные и политические убеждения; увольнение производить только по совету со своими приказчиками.

Купечество отклонило необычно передовые требования. В ответ приказчики стали накапливать силы и объявили о приеме в свои ряды новых членов.

А мотивация для приема у них по тем временам была огромная. Союз имел свою библиотеку из 2200 томов в хороших переплетах, кружок любителей музыки и оркестр из 13 инструментов. Этим культурным богатством членам союза можно было пользоваться бесплатно. Предоставлялись и платные услуги: игра в карты, бильярд и др. При союзе работали ревизионная комиссия и сберкасса.

Членом этой организации был архангелогородец Яков Иванович Лейцингер, чьи фотоснимки города и его жителей являются ныне ценными фотодокументами той эпохи.

Размещался же профсоюз в доме Плотниковой на улице Поморской.

Вскоре профсоюз утвердил новый устав, давший значительный простор для своей деятельности. Доступ хозяев в члены организации закрыли. Председателем же профсоюза избрали старшего приказчика Филимонова Никиту Измайловича.

В числе первых в нашей губернии был организован профсоюз учителей. Он существовал нелегально в Холмогорах и в Шенкурске в виде двух отделений Всероссийского союза учителей (ВСУ).

В декабре 1905 года в селе Ровдино шенкурские учителя провели съезд, приняли программу союза и воззвание, которое заканчивалось словами: "Объединяйтесь! На нашей стороне правда, но будет и сила". А в конце декабря того же года в Шенкурске было избрано бюро ВСУ.

В 1905 году у нас действовали также северная артель шкивидоров, общество моряков торгового флота "Русский Север", союз работников казенного винного склада, первое общество архангельских ремесленников, общество работников печатного дела. А самыми крупными организациями считались Архангельское и Онежское общества рабочих лесопильных заводов, которыми руководили соответственно Данилов Михаил и онежане Сотков Василий и Ильин Илья.

Легализация профсоюзов

В следующем году, после выхода в свет закона о профсоюзах, все эти общества официально зарегистрировались в губернской канцелярии и стали легальными. К ним добавились союз мастериц по изготовлению дамских нарядов, профсоюз рабочих по металлу в Соломбале, профсоюзное общество канатного дела в с. Кегостров и другие.

Наряду с возникновением новых профсоюзов совершенствовались и формы их работы. В 1907 году был за-ключен первый коллективный договор в истории профсоюзов Севера. Добилось этого уже известное нам общество приказчиков и конторщиков. Колдоговор давал им право на праздничный выходной и устанавливал продолжительность работы до 12 часов.

Самое главное достижение российских профсоюзов заключалось в том, что в марте 1906 года царское правительство признало существование профсоюзов, увидело в них большую силу и поспешило издать государственный акт "Временные Правила об обществах и союзах". В нем говорилось, что организации могут создаваться "без испрошения на то разрешения правительственной власти". Выходит, даже со слабыми профсоюзами властям приходилось считаться.

Однако условия труда были тяжелыми везде (даже там, где уже имелся профсоюз), так как опыт защиты прав только накапливался. Идти приходилось неведомым путем, теряя в схватках с капиталом своих товарищей. Яркий пример борьбы и солидарности показали лесопильщики Архангельска и Онеги в июне 1906 года. Труд в этой отрасли был обесценен, работать приходилось до 12 часов при зарплате в 40 копеек в день. А за испорченную доску пильщика штрафовали на один рубль. Проработав на сквозняке и под дождем два-три года, люди хирели от ревматизма. При работе на незащищенных станках много людей калечило и убивало. Техника безопасности отсутствовала. В Маймаксе работало около 20 тысяч человек, но не было ни одного врача, а хозяева всячески уклонялись от охраны здоровья рабочих. И профсоюзы сказали: "Баста!".

Начало

борьбы

Они предъявили управляющим заводов Маймаксы, Соломбалы и Онеги петицию: сократить рабочий день до 8 часов, поднять зарплату, отменить штрафы и сверхурочные работы, установить пособие по болезни.

Заводчики требования отвергли, и лесопильщики объявили забастовку: в Архангельске - с 1-го июля, в Онеге - с 8-го.

В те теплые денечки у причалов обоих портов скопилось около 50 иностранных пароходов и в случае простоя за это надо было платить большую неустойку. Профсоюзы воспользовались этим обстоятельством и вывели людей на улицы. В Маймаксе и Соломбале оставили станки 7 тысяч рабочих. Они колонной прошли до Кузнечевского моста, где их задержали вооруженные солдаты. За разрешением продолжить шествие манифестанты обратились к губернатору. Тот испугался рабочей силы и приказал убрать войска с моста. Лесопильщики двинулись в город и на правом берегу реки Кузнечихи провели короткий митинг, второй митинг состоялся уже на Быку.

Но лесопромышленники на уступки не шли, и забастовка продолжалась еще 10 дней. Потеряв большие доходы, хозяева согласились на переговоры. Рабочий день был сокращен до 10 часов (был 10,5), а на ночной смене - до 9 часов. День 1 мая был включен в число праздничных.

Это было самое массовое выступление архангельского пролетариата за все дореволюционное время.

Стойко держались и онежане. Их забастовка длилась две недели, и в итоге заводовладельцы сдались. Они сократили рабочий день, увеличили жалование, создали страховую кассу и уволили наиболее жестких к рабочим приказчиков. День 1 мая также был объявлен выходным.

Но с первой победой онежские профсоюзы познали и первые потери. Илья Ильин был арестован и увезен в архангельскую тюрьму. И хотя через 2 месяца "смутьяна" освободили за недостаточностью улик, ему за-претили поступать на работу в пределах губернии, и он вынужден был покинуть Север.

Второго марта 1917 года в заштатном городе Пскове в салон-вагоне литерного поезда произошло событие чрезвычайной важности: император Николай II подписал Манифест о своем отречении от престола государства Российского. Своему брату он объяснил этот поступок так: "События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот шаг". Под "последними событиями" царь имел в виду восстание в Петрограде, а также волнения рабочих в других городах России.

Страна получила политическую свободу.

Иван ФИЛИМОНОВ, руководитель пресс-центра областной Федерации профсоюзов.

Продолжение следует.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя