Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Волна
22 апреля 2005 (16)
Владимир ЧЕРНОВ,

К вопросу о налоге на вмененный доход

Руководители частных торговых предприятий Плесецкого района обратились в марте к представителям районного и областного Собраний депутатов, а в апреле лично к главе администрации Архангельской области Н.И. Киселеву и председателю областного Собрания В.С. Фортыгину с просьбой о пересмотре коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Для справки: Федеральным законом N 95 от 29 июля на 2005 год увеличена базовая доходность для исчисления единого налога предприятиям малого и среднего бизнеса, оказывающим различного рода услуги населению, а областным законом от 10.11. 2004 г. за N 264-33-ОЗ увеличен так называемый корректирующий коэффициент с 0,2 до 0,5 для торговых предприятий в некоторых районах области, а также на территории городов. Оба эти изменения привели к тому, что налог на вмененный доход для предприятий торговли в Плесецком районе вырос на 280%.

Именно в связи с этим руководители частных торговых предприятий Плесецкого района и обратились с просьбой в органы представительной и исполнительной власти области. Основное в этой просьбе - снизить корректирующий коэффициент.

По этим просьбам на мартовской сессии депутатов областного Собрания было принято решение, позволяющее приступить к разрешению возникшей проблемы. В решении, в частности, говорится, что главы МО районов области, пользуясь правом законодательной инициативы, могут перед областным Собранием выступить с предложением о снижении коэффициента на вмененный доход. Очередная сессия областного Собрания состоится 26 апреля, обращения всех глав районов будут рассмотрены на этой сессии. Здесь, очевидно, надо отметить, что бюджеты районов сформированы с учетом действующего коэффициента и изменение его в меньшую сторону повлечет непоступление этих денег в районный бюджет. И здесь возникнет вопрос, а откуда взять деньги для закрытия образовавшегося в этом случае дефицита в бюджете? Область, тем более федеральный центр, таких денег не даст. И это означает, что какие-то параметры бюджета в финансировании социальных программ не будут выполнены.

Какие? Ответ на этот вопрос будет лежать в компетенции районных Собраний.

Меня же интересует более всего вопрос просвещения людей в знании и понимании того, о чем идет речь. Нельзя будоражить народ тем, что названные нововведения в отношениях между предпринимателями малого бизнеса и государством, в конечном счете, вызовут рост цен на услуги и товары, за-крытие торговых предприятий, рост безработицы. Нельзя этого делать, пользуясь тем, что большая часть народа не представляет, что такое вмененный доход, единый налог, базовая доходность, корректирующий коэффициент.

Итак. Самое общее, что надо знать для начала, это то, что единый налог на вмененный доход введен для предприятий мелкого и среднего бизнеса, представляющих те или иные услуги населению (парикмахерские, частный извоз, репетиторство:), включая и торговлю.

Государство справедливо посчитало, что невозможно учесть все доходы каждого из российских предпринимателей. Даже если везде и у всех работников торговли и оказывающих услуги поставить кассовые аппараты, то не хватит контролирующих органов для проверки их доходов, и всегда найдутся предприниматели, скрывающие истинную доходность от своей деятельности.

А потому и был введен по такому случаю вмененный доход и налог на него, называемый единым.

Не буду вдаваться в подробности обо всех категориях предпринимателей, чтобы быть понятным в главном, остановлюсь на предпринимателях в сфере торговли. Тем более что именно частные предприниматели от торговли обратились с коллективным письмом к своим депутатам и в администрацию области.

Итак, вмененный доход.

В сфере крупного бизнеса существуют налоги (не включая страховых) на прибыль, на имущество, единый социальный налог, НДС. Все предприниматели мелкого и среднего бизнеса освобождены от этих налогов, и для каждой категории предпринимателей введен (вменен) определенный доход, так называемая базовая доходность. И с этого дохода и уплачивается налог, называемый единым.

Для предприятий торговли в прошлом году базовая доходность была определена в сумме 1200 рублей с квадратного метра торговой площади. В 2005 году она определена федеральным правительством в размере 1800 рублей.

Кроме того, для исчисления налога с вмененного дохода вводится корректирующий коэффициент (К2), цель введения К2 преследуется благая - при определении размеров коэффициента должны учитываться все особенности условий, в которых протекает торговля. Здесь и ассортимент товара, сезонность его распродажи, время работы, транспортное сообщение, условия размещения рекламы, и многое другое.

Что получилось из этого, уже общеизвестно. Областное Собрание с подачи областного правительства ввело уравниловку, а потому городские супермаркеты Северодвинска и Архангельска и сельские, и поселковые магазины в районных глубинках (например, в Плесецком районе) получили одинаковый корректирующий коэффициент 0,5.

Но главное даже не в этом. Главное в том, что равный единый коэффициент вводится как для предприятий, торгующих продуктами питания и даже спиртными напитками в ночное время, так и для предприятий, торгующих книгами, канцелярскими товарами, письменными принадлежностями. Где же здесь учет ассортимента при введении корректирующего коэффициента? Где учет времени работы и многого другого?

В настоящее время издание книг само по себе очень дорогое удовольствие, и совсем уже никуда не годится, когда при этом тех, кто распространяет достижения духовной жизни общества, ставят рядом с торговцами продуктами питания, туалетной бумагой, спиртными напитками.

Благодаря принятию таких решений исчезают в глубинке специализированные магазины, а в книжных магазинах можно встретить в продаже абсолютно все, включая и продукты питания, и стиральные порошки, и многое другое.

И все-таки.

Коллективное обращение руководителей торговых предприятий малого бизнеса Плесецкого района с просьбой изменить корректирующий коэффициент можно признать лишь частично справедливым, и касается оно лишь в части уравниловки по всем параметрам коэффициента. А в остальном? Буду подробным.

Не называя предприятия, приведу пример: частное предприятие, имеющее торговую площадь около 140 кв. метров, с числом работающих 14 человек, в прошлом году, с учетом некоторых особенностей перерасчета, за один квартал платило единый налог в сумме 8 тыс. 38 руб. В этом году, в связи с изменениями, оно будет платить за один квартал 30 тыс. 851 руб.

Какая из названных сумм вызывает у нас большее удивление?

Безусловно, в 8 тыс. рублей за квартал. Достаточно крупное торговое предприятие, торговый оборот которого составляет свыше трех миллионов в квартал, имеющее квартальную прибыль свыше 300 тыс. рублей, а ставка налога для пополнения районного бюджета составляет всего 2,5 тыс. рублей в месяц.

Грозит ли разорением этому торговому предприятию увеличение месячного налога до 10 тыс. рублей? Сомнительно.

А вот введение для предприятий малого бизнеса налоговых отношений по форме крупных предприятий, когда только уплата налога на добавленную стоимость будет выше суммы уплачиваемого сейчас единого налога предприятием из вышеприведенного примера, а еще налог на имущество, да на прибыль, да единый социальный налог - такое нововведение действительно закроет дорогу малому и среднему бизнесу.

И здесь я замечу особо, что государственная политика в развитии малого бизнеса это не самоцель, малый бизнес - ради малого бизнеса, но желание создать условия для роста бюджетных отчислений от этих предприятий. Такой рост отчислений, чтобы финансово-экономическое благополучие от их деятельности распространялось не только на владельцев торговых предприятий, но и напрямую влияло на положение учителей, врачей, воспитанников детских домов:

Не в обиду частным предпринимателям - владельцам торговых предприятий надо заметить, что торговые точки во всех деревнях, селах и поселках области растут как грибы после дождя - это видит каждый. Навряд ли правительственное нововведение об увеличении размера вмененного дохода и увеличение размеров коэффициента К2 областным законодательством грозит для кого-то катастрофой. Но требовать от региональных и местных властей дифференцированного подхода при определении величины корректирующего коэффициента - это необходимо.

Надеюсь, что 3-я сессия областного Собрания учтет все положения о коэффициенте К2, и тогда торгующие спиртными напитками, да еще в ночное время, не будут иметь равный коэффициент с предприятиями книжной торговли, а в богом и властями забытой деревеньке Плесецкого района Швакино этот коэффициент не будет равным коэффициенту супермаркетов гг. Архангельска и Северодвинска, и прочих.

Владимир ЧЕРНОВ, депутат районного Собрания Плесецкого района, генеральный директор Североонежского бокситового рудника.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета