|
|
Волна
Уроки монетизации Парламентарии двенадцати регионов Северо-Запада России предупреждают о серьезных недоработках в федеральном законе о местном самоуправлении Обстоятельный разговор о насущных проблемах регионов состоялся недавно на 19-й конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России. В составе делегации Архангельской области, возглавляемой председателем областного Собрания депутатов Виталием Фортыгиным, был заместитель председателя постоянной комиссии по государственному устройству, местному самоуправлению и взаимоотношению с НАО областного парламента Игорь Чесноков. Каждому - свое -Игорь Александрович, какой вопрос вы считаете главным из рассмотренных на конференции? -Конечно, это вопросы об организации местного самоуправления в Российской Федерации" и межбюджетных отношениях в переходный период. Дело в том, что грядущая реформа федеративных отношений и местного самоуправления предполагает значительное перераспределение собственности как между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, так и между различными уровнями муниципальных образований. Изменения в федеральном законодательстве, призванные создать необходимые условия для этого процесса, по мнению регионов, оказываются недостаточными. Уже на этом этапе как законодательная, так и исполнительная ветви власти субъектов Российской Федерации вынуждены искать пути решения серьезных проблем, связанных с разграничением собственности на государственную и муниципальную. Отсутствие такого порядка разграничения, который Правительство Российской Федерации должно было утвердить до 1 января 2005 года, и чрезмерно жесткое закрепление в федеральном законе от 6 октября 2003 года категорий муниципального имущества могут существенно ограничить возможности муниципальных образований, лишить их дополнительных рычагов влияния на развитие муниципального сектора экономики. В частности, неэффективен действующий порядок разграничения государственной собственности на землю, продолжает собеседник. Право муниципальной собственности на землю не реализуется на практике. В федеральном законе отсутствует четкий порядок разграничения собственности на землю между муниципальными образованиями всех уровней. Кроме того, существует ряд противоречий между нормами Федерального закона и требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации в том, что касается создания муниципальных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ. Сложный и не вполне эффективный механизм формирования доходов местных бюджетов, а также нечеткость формулировок, используемых для определения перечня вопросов местного значения для каждого из типов муниципальных образований создают проблемы при разработке региональных нормативных правовых актов. Непомерная унификация схемы распределения финансовой помощи и неоправданная централизация нормативно-правового регулирования сокращают возможности выравнивания местных бюджетов. - В корне неверно, - считают парламентарии, - что определение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений в расчете на душу населения не изменяет диспропорций между поселениями в уровне подушевых доходов. Их значительный разброс затрудняет процесс выравнивания бюджетной обеспеченности поселений на уровне муниципальных районов. -И как же теперь быть? Ведь реформу местного самоуправления может постичь еще более незавидная участь, чем закон о монетизации. -Абсолютно верно. Поэтому мы и предложили Государственной Думе, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации внести изменения в соответствующие законы, чтобы заблаговременно устранить выявленные недоработки. Как явствует из последних программ теленовостей, наши предложения услышаны президентом. Хотелось бы надеяться, что они будут реализованы. Извечная проблема -Что еще вызывает беспокойство в регионах? -Состояние дорожного комплекса страны. - В чем причина? -По единодушному мнению парламентариев и специалистов, нарастающие негативные процессы в отрасли прежде всего связаны с новым порядком ее финансирования. В результате изменений Налогового кодекса РФ, замены базового налога на пользователя автомобильных дорог на другие неравнозначные источники поступление средств в эту сферу снизилось в несколько раз. Еще больше усугубила положение отмена с 1 января 2005 года закона "О дорожных фондах". Это уже привело к существенным трудностям в обеспечении устойчивого функционирования автодорог, в результате чего в регионах сложилась критическая ситуация. Систематическое недофинансирование явилось причиной срыва в большинстве субъектов Северо-Запада программ по ремонту и развитию магистралей. Потери региональных бюджетов повлекли за собой прекращение строительства, консервацию уже начатых объектов дорожного строительства и выход из строя действующей дорожной сети, создают реальную угрозу роста безработицы в регионах. В некоторых областях предприятия дорожного хозяйства находятся на грани полного прекращения деятельности. В полной мере это относится и к нашей области. Выделяемых средств не хватает не только на возведение новых, а даже на продолжение строительства давно начатых и ремонта существующих. -И где же выход? -Для эффективного развития дорожного комплекса необходимо, по мнению участников конференции, определить и нормативно закрепить адекватные источники финансирования дорожной отрасли. -Что вы имеете ввиду? -Увеличение доли акцизов и транспортного налога. Кроме того, до рассмотрения бюджета на 2006 год надо принять федеральный закон об автомобильных дорогах и дорожных фондах, в котором предусмотреть целевой порядок финансирования дорожной отрасли на уровне не ниже трех процентов от объема внутреннего валового продукта Российской Федерации. Но до 2006 года еще нужно дожить и не развалить отрасль окончательно. Поэтому участники конференции обратились к правительству с предложением изыскать до 1 мая 2005 года средства на дополнительное финансирование дорожной отрасли. Тем более, что деньги в стране есть. Будем надеяться, что в правительстве понимают: дороги - хребет экономики. И если мы его поломаем, то смешно даже говорить об удвоении ВВП. Порты - неконкуренто-способны -Большинство областей Северо-Западного региона связано с водным транспортом. - Верно, поэтому на конференции обсуждалось положение дел и в этой отрасли В частности, вопросы функционирования морских портов, которые являются сегодня одним из основных элементов транспортного комплекса страны. Но на сегодняшний день, как ни странно, отсутствует необходимая правовая база, регулирующая весь спектр вопросов, связанных с функционированием и развитием морских портов и управлением объектами такого рода со стороны государства. Вследствие этого снизилась эффективность их деятельности.. Все более очевиден тот факт, что российские порты становятся менее конкурентоспособными. Во многом из-за того, что портовики не в состоянии осуществлять модернизацию и наращивать мощности производства. В результате теряется прибыль. А это отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Кому как не архангелогородцам, питерцам, мурманчанам и другим жителям приморских городов не знать это. В масштабах страны такое положение дел - без преувеличения - представляет угрозу экономической безопасности. - Но переработка грузов в портах, в том числе и в Архангельске, растет. - Возросший грузооборот морских портов никак не связан с улучшением организации их работы. Прирост грузооборота на Северо-Западе России происходит в основном за счет деятельности новых портов и терминалов и перевозки наливных грузов. -Как я понял, повышению эффективности деятельности портов мешает отсутствие законодательства, регулирующего вопросы их деятельности? -Абсолютно верно. До сих пор деятельность портовых комплексов, многие из которых уже стали частными, регулируется нормативными актами, принятыми в период, когда они находились в собственности государства. И явно устарели. Необходимо скорейшим образом принять закон, положения которого соответствовали бы общепринятой международной практике, международным обязательствам страны и отражающие интересы России в неразрывной взаимосвязи с интересами субъектов Российской Федерации. Ведь именно регионы, на территории которых находятся морских порты, несут на себе основную нагрузку от их производственной деятельности, в том числе и экологическую. -Неужели за полтора десятка лет переходного периода не догадались решить эту проблему? -Попытки были. В последние годы разработано несколько проектов федеральных законов, регулирующих деятельность морских портов. Но из-за однобоких подходов к проблеме все были отозваны. Представленный правительством в конце 2004 года законопроект также не может быть принят за основу. Главным образом потому, что является отсылочным, излишне подробно регламентирует производственную деятельность, ранее урегулированную другими нормативными актами. -Опять тупик? -Не совсем. По мнению участников конференции, решением проблемы может стать принятие главы "Морские порты" к действующему Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, как это было в Кодексе торгового мореплавания СССР. Такой шаг позволит быстро, грамотно и эффективно урегулировать основные вопросы управления сложными комплексами собственности, безопасности и порядка деятельности морских портов с учетом государственных интересов как России в целом, так и отдельных субъектов Федерации.
|
Волна: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |