Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Волна
22 апреля 2005 (16)
Валерий РЫСЕВ.

Уроки монетизации

Парламентарии двенадцати регионов Северо-Запада России предупреждают о серьезных недоработках в федеральном законе о местном самоуправлении

Обстоятельный разговор о насущных проблемах регионов состоялся недавно на 19-й конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России. В составе делегации Архангельской области, возглавляемой председателем областного Собрания депутатов Виталием Фортыгиным, был заместитель председателя постоянной комиссии по государственному устройству, местному самоуправлению и взаимоотношению с НАО областного парламента Игорь Чесноков.

Каждому - свое

-Игорь Александрович, какой вопрос вы считаете главным из рассмотренных на конференции?

-Конечно, это вопросы об организации местного самоуправления в Российской Федерации" и межбюджетных отношениях в переходный период. Дело в том, что грядущая реформа федеративных отношений и местного самоуправления предполагает значительное перераспределение собственности как между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, так и между различными уровнями муниципальных образований. Изменения в федеральном законодательстве, призванные создать необходимые условия для этого процесса, по мнению регионов, оказываются недостаточными. Уже на этом этапе как законодательная, так и исполнительная ветви власти субъектов Российской Федерации вынуждены искать пути решения серьезных проблем, связанных с разграничением собственности на государственную и муниципальную.

Отсутствие такого порядка разграничения, который Правительство Российской Федерации должно было утвердить до 1 января 2005 года, и чрезмерно жесткое закрепление в федеральном законе от 6 октября 2003 года категорий муниципального имущества могут существенно ограничить возможности муниципальных образований, лишить их дополнительных рычагов влияния на развитие муниципального сектора экономики.

В частности, неэффективен действующий порядок разграничения государственной собственности на землю, продолжает собеседник. Право муниципальной собственности на землю не реализуется на практике. В федеральном законе отсутствует четкий порядок разграничения собственности на землю между муниципальными образованиями всех уровней.

Кроме того, существует ряд противоречий между нормами Федерального закона и требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации в том, что касается создания муниципальных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ.

Сложный и не вполне эффективный механизм формирования доходов местных бюджетов, а также нечеткость формулировок, используемых для определения перечня вопросов местного значения для каждого из типов муниципальных образований создают проблемы при разработке региональных нормативных правовых актов. Непомерная унификация схемы распределения финансовой помощи и неоправданная централизация нормативно-правового регулирования сокращают возможности выравнивания местных бюджетов.

- В корне неверно, - считают парламентарии, - что определение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений в расчете на душу населения не изменяет диспропорций между поселениями в уровне подушевых доходов. Их значительный разброс затрудняет процесс выравнивания бюджетной обеспеченности поселений на уровне муниципальных районов.

-И как же теперь быть? Ведь реформу местного самоуправления может постичь еще более незавидная участь, чем закон о монетизации.

-Абсолютно верно. Поэтому мы и предложили Государственной Думе, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации внести изменения в соответствующие законы, чтобы заблаговременно устранить выявленные недоработки. Как явствует из последних программ теленовостей, наши предложения услышаны президентом. Хотелось бы надеяться, что они будут реализованы.

Извечная проблема

-Что еще вызывает беспокойство в регионах?

-Состояние дорожного комплекса страны.

- В чем причина?

-По единодушному мнению парламентариев и специалистов, нарастающие негативные процессы в отрасли прежде всего связаны с новым порядком ее финансирования. В результате изменений Налогового кодекса РФ, замены базового налога на пользователя автомобильных дорог на другие неравнозначные источники поступление средств в эту сферу снизилось в несколько раз.

Еще больше усугубила положение отмена с 1 января 2005 года закона "О дорожных фондах". Это уже привело к существенным трудностям в обеспечении устойчивого функционирования автодорог, в результате чего в регионах сложилась критическая ситуация.

Систематическое недофинансирование явилось причиной срыва в большинстве субъектов Северо-Запада программ по ремонту и развитию магистралей. Потери региональных бюджетов повлекли за собой прекращение строительства, консервацию уже начатых объектов дорожного строительства и выход из строя действующей дорожной сети, создают реальную угрозу роста безработицы в регионах. В некоторых областях предприятия дорожного хозяйства находятся на грани полного прекращения деятельности. В полной мере это относится и к нашей области. Выделяемых средств не хватает не только на возведение новых, а даже на продолжение строительства давно начатых и ремонта существующих.

-И где же выход?

-Для эффективного развития дорожного комплекса необходимо, по мнению участников конференции, определить и нормативно закрепить адекватные источники финансирования дорожной отрасли.

-Что вы имеете ввиду?

-Увеличение доли акцизов и транспортного налога. Кроме того, до рассмотрения бюджета на 2006 год надо принять федеральный закон об автомобильных дорогах и дорожных фондах, в котором предусмотреть целевой порядок финансирования дорожной отрасли на уровне не ниже трех процентов от объема внутреннего валового продукта Российской Федерации.

Но до 2006 года еще нужно дожить и не развалить отрасль окончательно. Поэтому участники конференции обратились к правительству с предложением изыскать до 1 мая 2005 года средства на дополнительное финансирование дорожной отрасли. Тем более, что деньги в стране есть. Будем надеяться, что в правительстве понимают: дороги - хребет экономики. И если мы его поломаем, то смешно даже говорить об удвоении ВВП.

Порты - неконкуренто-способны

-Большинство областей Северо-Западного региона связано с водным транспортом.

- Верно, поэтому на конференции обсуждалось положение дел и в этой отрасли В частности, вопросы функционирования морских портов, которые являются сегодня одним из основных элементов транспортного комплекса страны. Но на сегодняшний день, как ни странно, отсутствует необходимая правовая база, регулирующая весь спектр вопросов, связанных с функционированием и развитием морских портов и управлением объектами такого рода со стороны государства. Вследствие этого снизилась эффективность их деятельности..

Все более очевиден тот факт, что российские порты становятся менее конкурентоспособными. Во многом из-за того, что портовики не в состоянии осуществлять модернизацию и наращивать мощности производства. В результате теряется прибыль. А это отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Кому как не архангелогородцам, питерцам, мурманчанам и другим жителям приморских городов не знать это. В масштабах страны такое положение дел - без преувеличения - представляет угрозу экономической безопасности.

- Но переработка грузов в портах, в том числе и в Архангельске, растет.

- Возросший грузооборот морских портов никак не связан с улучшением организации их работы. Прирост грузооборота на Северо-Западе России происходит в основном за счет деятельности новых портов и терминалов и перевозки наливных грузов.

-Как я понял, повышению эффективности деятельности портов мешает отсутствие законодательства, регулирующего вопросы их деятельности?

-Абсолютно верно. До сих пор деятельность портовых комплексов, многие из которых уже стали частными, регулируется нормативными актами, принятыми в период, когда они находились в собственности государства. И явно устарели.

Необходимо скорейшим образом принять закон, положения которого соответствовали бы общепринятой международной практике, международным обязательствам страны и отражающие интересы России в неразрывной взаимосвязи с интересами субъектов Российской Федерации. Ведь именно регионы, на территории которых находятся морских порты, несут на себе основную нагрузку от их производственной деятельности, в том числе и экологическую.

-Неужели за полтора десятка лет переходного периода не догадались решить эту проблему?

-Попытки были. В последние годы разработано несколько проектов федеральных законов, регулирующих деятельность морских портов. Но из-за однобоких подходов к проблеме все были отозваны. Представленный правительством в конце 2004 года законопроект также не может быть принят за основу. Главным образом потому, что является отсылочным, излишне подробно регламентирует производственную деятельность, ранее урегулированную другими нормативными актами.

-Опять тупик?

-Не совсем. По мнению участников конференции, решением проблемы может стать принятие главы "Морские порты" к действующему Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, как это было в Кодексе торгового мореплавания СССР. Такой шаг позволит быстро, грамотно и эффективно урегулировать основные вопросы управления сложными комплексами собственности, безопасности и порядка деятельности морских портов с учетом государственных интересов как России в целом, так и отдельных субъектов Федерации.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета