Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Волна
22 апреля 2005 (16)
Юрий Антрушин.

Там, где рождается "ГАЗ", или От американского "Форда" до русского "Хаммера"

Недавно группа журналистов из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска побывала на Горьковском автомобильном заводе. Пресс-тур организовало акционерное общество "ГАЗ", которое входит в холдинг "РусПромАвто". Как известно, в конце 2000 года новым акционером автозавода стала компания "Сибал".

С тех пор предприятие динамично развивается, преодолев кризис девяностых. В этом убеждаешься, побывав в древнем Нижнем Новгороде, в цехах старейшего автозавода страны.

Из Нижнего - в Горький

Нижний в советское время назывался городом Горьким. Земляки пролетарского писателя - Кузьма Минин, организовавший на Руси отпор полякам, критик Николай Добролюбов, большевик Яков Свердлов, летчик-испытатель Валерий Чкалов, многие другие известные нижегородцы.

Советское название города осталось, пожалуй, только на железнодорожных табло да в бренде "ГАЗ". Самому автозаводу через два года исполнится 75. На эмблеме Горьковского автомобильного - зубцы стены местного кремля и бегущий олень. Краснокирпичные башни и стены кремля стоят уже почти 550 лет. А с оленем, никелированная фигурка которого украшала капот "двадцать первых" "Волг", у меня связаны воспоминания детства. Один близкий родственник был капитаном рыболовного траулера. Он за свою ударную работу удостоился ордена Ленина. А поскольку автомашину "Волга" тогда купить было трудно, как орденоносцу ему-таки дали право приобрести эту самую ГАЗ- 21 с оленем. Капитан на авто ездил мало (все в морях), но очень берег и гордился своей "Волгой". Позже у него появилась другая - ГАЗ- 24. Машин автозавод стал выпускать больше, и ребятня уже не сбегалась посмотреть на блестящее краской авточудо: И еще из детства: по мощеной булыжником Павлиновке - (Троицкому) в основном ездили "полуторки" - тогдашние газовские грузовики, равные по грузоподъемности нынешним юрким "ГАЗелям".

Фронтовые "козлы", городские "ГАЗели"

В полуторамиллионном Нижнем Новгороде восемь районов. "ГАЗ" расположен в Автозаводском. На нем трудится около 60 тысяч человек. Для сравнения: на северодвинском Севмашпредприятии в лучшие времена, когда делами две-три атомные подлодки в год, было чуть меньше работников, хотя это тоже гигант в своей отрасли.

Сначала газетчикам из Архангельской области показали музей истории "ГАЗа", созданный почти сорок лет назад. Здесь различные документы, фотографии, личные вещи ветеранов завода, образцы продукции, например, снаряды для "Катюш". И, конечно же, сами автомобили, грузовые и легковые, представительские и специальные, такие, как бронетранспортер.

А завод-то начинался с "фордов": 31 мая 1929 года руководитель одноименной американской компании Генри Форд подписал соглашение о строительстве в России автомобильного завода. В 1931 году его начали сооружать и через 18 месяцев завершили. Началось массовое поточное производство легковых и грузовых машин на американском, английском и немецком оборудовании. К 1938-му выпускали уже по 140 тысяч единиц автотехники в год. Кстати, "ГАЗ" задуман был как завод, обеспечивающий и нужды обороны.

Еще до Великой Отечественной начали делать армейские джипы. Эти внедорожники у нас почему-то называли "козлами". А еще автозавод изготавливал для фронта бронеавтомобили, легкие танки, самоходные артиллерийские установки, аэросани:

В 43-м немцы, хорошо знавшие еще по строительству "ГАЗа" расположение всех его производств, разбомбили завод. По приказу Сталина он был срочно восстановлен. За 100 дней и ночей.

В общем, у "ГАЗа" славная, героическая история, которую в наше мирное время продолжают нынешние конструкторы, технологи, представители рабочих профессий автозавода. Были первые легковые "эмки" и "полуторки", потом знаменитая, но не очень массовая легковая машина "Победа". Сейчас по городам и в дальнобое бегают практичные "ГАЗели", грузовики и микроавтобусы. Их начали делать десять лет назад.

О чем думает сборщик

В 70-80-е годы прошлого столетия завод производил 400 тысяч автомашин в год, в основном грузовых. Сейчас поменьше, но ежегодно появляются новые модели или модификации. Второй год ОАО "ГАЗ" работает по современной производственной системе, приобретенной у японской "Тойоты" и внедренной с помощью менеджеров холдинга "РусПромАвто" и компании "Базовый элемент".

В цехе, где собирают легковые машины, на видном месте, девиз: "Качество "Волги" - благополучие семьи".

- Вот это и есть наша философия, - поясняет представитель "Базэла".

Естественно, такая система качества и сокращения издержек понятна каждому сборщику - оператору на конвейере.

Сразу отмечаем, что на "волговском" конвейере работает больше женщин. Представитель пресс - службы "ГАЗа" подтвердил: да, тут их 55 процентов. А вот на сборке микроавтобусов, грузовиков больше мужчин.

При новой системе качества люди работают четко, ответственно, помня один из девизов: следующий на конвейере сборщик - твой ближайший заказчик, его подводить нельзя. С первого предъявления сдается более 95 процентов легковых (в марте 2003 года - только около 78%), более 98 процентов грузовых машин (было 66,5%).Число дефектов на автомобиль сократилось в десять раз. Да и нет сейчас на "ГАЗе" убыточных производств.

Новая система организации труда позволила и зарплату поднять: с 2002-го она выросла на 68 процентов и составляет 8561 рубль в среднем. В этом году планируется повысить еще на 14,5 процента.

Броня крепка, и "Тигры" наши быстры

Но в чистых, теплых цехах, где даже не уловить запаха дыма (хотя в конце конвейера в баки машины заливают горючее и заводят моторы), и трудиться легче. С журналистами на заводе были молодые профсоюзные лидеры из Новодвинска. Их интересовали и производственная, и социальная сфера автогиганта. Условия труда тут им понравились. Потом в автобусе ребята долго обсуждали "квартирный вопрос". Как с этим в Нижнем? Завод строит жилье, и молодежь на хороших условиях может получить его.

Смогли мы посмотреть и как собирают "ГАЗели", увидели новый грузовичок "Валдай". Его запустили в производство в конце прошлого года. Грузоподъемность дизельного "Валдая" - до пяти тонн. Завод нашел свою "железную" нишу и чувствует себя в ней уверенно. А новая производственная система организации труда позволила увеличить суточный темп на грузовом конвейере с 450 до 660 автомобилей, на легковом - с 249 до 310.Растут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней: если в 2000 году было перечислено 2,6 млрд рублей, то в 2003 - 2004 годах сумма возросла до 7 млрд. А ведь новые акционеры получили автозавод с 28 млрд рублей долгов.

Все эти успехи стали возможны благодаря осознанию всем коллективом компании основных принципов философии ОАО "ГАЗ": думай о заказчике; люди - самый ценный актив; все внимание - на производственную площадку; непрерывное, каждодневное совершенствование производства.

С 2001 года все больше выпускается продукции с маркой "ГАЗ": 200 тысяч - 205 - 213 - 231 автомобилей и машинокомплектов. Объем продукции за прошлый год составил более 44 млрд рублей.

Повышение потребительских качеств "Волг", микроавтобусов и грузовиков марки "ГАЗ" позволило и дальше пробиваться на внешние рынки. Под крылом "Базового элемента" автозавод увеличил экспортные продажи с 18,6 тысяч машин и автокомплектов до 45 тысяч. Особенно растут поставки в страны дальнего зарубежья. Минэкономразвития РФ присудил "ГАЗу" звание "Лучший экспортер в автомобильной отрасли". Это, считают на заводе, подтверждение деловой репутации предприятия на международных рынках.

Кстати, Горьковский автозавод - единственное в России предприятие, выпускающее одновременно грузовые, легковые машины и спецтехнику. Завершены гос-испытания и рекомендованы к серийному производству бронетранспортеры "Водник" и БТР-90, а также военная версия многоцелевого автомобиля ГАЗ - 2330 "Тигр". Его еще называют русским "Хаммером". В этом году он будет поставлен на конвейер. Вживую "Тигр" на заводе увидеть не привелось, но и на видеокассете этот внедорожник впечатляет: проходимость, пожалуй, лучше, чем у американского собрата, а стоимость "Тигра" раза в два ниже.

Нельзя не сказать и об экологической составляющей производства на "ГАЗе".

Это одно из тех крупнейших предприятий страны, чье антропогенное воздействие на природу минимально. В экологическом рейтинге предприятий России, проведенном Независимым экологическим рейтинговым агенством, нижегородский гигант занял второе место. В этом году "ГАЗ" награжден золотой медалью V Международного салона инноваций и инвестиций - за разработку "Полигон промотходов".

Да и сами автомобили из Нижнего стали меньше выбрасывать загрязняющих веществ. "Волги" с двигателями ЗМЗ-40621 и "ГАЗели" и "Соболи" с двигателями ЗМЗ-40522 оснащены системами, которые нейтрализуют отработавшие газы и улавливают пары топлива. В этом году в России вступит в силу закон о соответствии транспортных средств экологическим нормам безопасности ЕВРО-2. Абсолютно все автомобили "ГАЗа" будут соответствовать по "чистоте" европейским требованиям.

Кремль дает "добро"

Во второй день пребывания в Нижнем Новгороде была встреча в администрации области, которая расположилась на территории кремля, в старинной части города. И здесь, за стенами крепости, стоят под открытым небом как память о прошлом завода и города автомобили, танки, "Катюши", в общем, образцы старой техники, произведенной местными машиностроителями.

От здания администрации, с высокого берега, открывается вид на ту, заречную, часть города, у которой сливаются Волга и Ока. Слева внизу - Автозаводской район и сердце его - "ГАЗ".

Владимир Виноградов, заместитель директора департамента министерства промышленности и инноваций Нижегородской области (на снимке), сразу подчеркнул, что у региона главная отрасль - машиностроение. О приходе на ОАО "ГАЗ" менеджеров компании "Базовый Элемент" сказал просто:

- Во многом наши ожидания оправдались. В конце 90-х годов у предприятия были проблемы с качеством продукции и рынком сбыта. Сейчас картина другая. И по соотношению цены и качества у "ГАЗа" нет конкурентов.

В администрации области понимают, насколько ОАО "ГАЗ" влияет на ситуацию во всем регионе. И всегда, по словам Владимира Михайловича, удается найти общий язык с акционерами и руководством автозавода:

- Мы удовлетворены этим сотрудничеством.

Удовлетворены тем, что с приходом "Базэла" и новых менеджеров зарплата работников повысилась в два раза и должна в ближайшее время достичь в среднем 400-500 долларов.

Что касается уплаты налогов, то в администрации считают, что нынешний "ГАЗ" - достаточно прозрачная компания. В.М. Виноградов признался, что при смене акционеров, конечно, были опасения, не начнутся ли массовые сокращения работников завода. Но этого не произошло.

Впрочем, губернатор Геннадий Ходырев имеет возможность быть в курсе всего, что происходит на заводе: он в составе правления акционерного общества. А когда японцы предложили собирать свои автомобили в Нижнем Новгороде, губернатор поставил условие - производственную нишу, которую занимает Горьковский автозавод, не трогать. Пусть ориентируются на другой модельный ряд.

: Вечером того же дня по одному из нижегородских телеканалов рассказывали о приезде в областной центр российского министра транспорта Левитина.

И, естественно, много говорили о "ГАЗе", качестве его продукции и новых разработках. Запомнилось высказывание гендиректора завода Николая Пугина: были проанализированы все аварии, связанные с "ГАЗелью", за 10 лет. Выяснилось, что ни одно из дорожных происшествий не было связано с конструкцией или заводской сборкой горьковских автомобилей. Дело только в их техническом состоянии, в правильной эксплуатации.

И вот на экране, под занавес местной телепрограммы, летит по снежной целине "Тигр", делая головокружительные виражи. Тот самый русский "Хаммер":



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета