Пресса Архангельской области
 


Волна
31 января 2006 (2)
Инф.

Сойти со стапеля

Как северодвинской "Звездочке" достроить и реализовать три траулера, которые, занимая цех, отвлекли у предприятия колоссальные средства и от которых заказчики отказались? Проблема cуществует уже не первый год. Предложения, направленные на ее решение, внес на состоявшемся на днях заседании Морской коллегии при Правительстве РФ губернатор Николай Киселев.

Из-за чего же возникла проблема? Как рассказали мне в комитете по рыбному хозяйству администрации области, более десяти лет назад в связи с износом у рыбодобывающих предприятий значительного количества траулеров родилась программа возрождения рыболовного флота Архангельской области. О ее важности свидетельствовал уже перечень организаторов. Генеральное соглашение от 30 марта 1995 года о реализации программы подписали глава администрации области, мэры Архангельска и Северодвинска, председатель Комитета по рыболовству РФ, президент АО "Севрыба".

Проект современного среднего морозильного траулера разработало Киевское конструкторское бюро "Шхуна", заказ на два судна разместили на "Звездочке", где под новое для предприятия строительство был переоборудован специализированный эллинг. Кредиты на строительство этих судов под гарантию администрации области взяло ОАО "Грумант-флот", созданное участниками генерального соглашения для реализации проекта.

В 1998 году "Звездочка" построила первый из траулеров - "Ягры", в 2002-м второй, "Архангельск". Оба переданы были ООО "Ягры", оба отлично зарекомендовали себя на промысле. Качество постройки и конструкторские решения оказались на уровне требований времени, хотя осталось место и для доработки. А экономическая эффективность этих судов выше, чем у имеющихся ныне судов рыболовного флота.

Для того, чтобы рассчитаться за траулеры, ООО "Ягры" из квот, выделенных Архангельской области, получало специальные квоты на вылов наиболее рентабельных трески и пикши. Обошелся головной траулер в восемь миллионов долларов.

Пример вдохновил и Архангельский траловый флот, который тоже заказал в 2002 году "Звездочке" два подобных судна. Еще одно было заложено по заказу того же ООО "Ягры". Их, уже как серийные, начали строить довольно быстро.

Однако вскоре дело застопорилось. К тому времени на рыбную промышленность обрушилась большая беда. Объявленные федеральные аукционы на приобретение квот лишили практически всю отечественную рыбную промышленность оборотных средств, которые в сумме более чем 15 миллиардов рублей ежегодно в течение трех лет поступали в государственный бюджет. Именно тогда Архтралфлот оказался враз в той сложной финансовой ситуации, из которой до сих пор пытается выбраться. Естественно, он вынужден был аннулировать свой заказ на "Звездочке", ибо часто негде было взять средств даже на то, чтобы снарядить суда на промысел, не говоря уже о вынужденных задержках зарплаты рыбакам по полугоду и более. Понятно, отказалось от заказанного траулера и ООО "Ягры".

С тех пор все три судна стоимостью несколько миллионов долларов каждое стоят в северодвинском цехе в разной степени готовности этакими громоздкими памятниками отечественной экономической неразберихе. Как ни странно, но на лучшие в своем классе траулеры не находится покупателя. Все эти годы "Звездочка" и администрация области бьются над проблемой продажи этих судов, чтобы предприятие могло получить свое и высвободился бы, наконец, цех для других, более реальных заказов.

Продать траулеры возможно лишь при тех же условиях, при каких были получены два первых. Но с тех пор, как известно, многое изменилось в рыбохозяйственном королевстве. Во-первых, субъекты федерации лишились возможности иметь в своем распоряжении квоты на биоресурсы для наделения предприятий региона. А распоряжающееся ими федеральное агентство по рыболовству не имеет права выделять квоты какому-то предприятию в исключительном порядке, даже на построенные на отечественных верфях рыболовные суда. Такую возможность не предусматривают ни 704-е постановление Правительства РФ 2003 года, которое изменило порядок распределения квот, ни ФЗ 2004 года "О рыболовстве". А что такое - траулер без квот на вылов им рыбы? Это значит - получить не просто груду металла, а того металла, на содержание которого нужно затрачивать огромные средства (экипаж, эксплуатация судна, его отопление и т.д.). И лишь из прибыли, которую этот траулер мог бы обеспечивать, работая по квоте на промысле, можно было бы расплачиваться за его постройку.

Почему же не выкупают новые траулеры те рыбодобывающие предприятия, которые имеют квоты для имеющегося у них флота?

- Причин здесь несколько, но главная - одна, - размышляет председатель комитета по рыбному хозяйству администрации Архангельской области Андрей Широких, - это отсутствие государственной политики в судостроении. Без нее большинство обладателей квот не желают играть с государством в эти азартные игры. Ведь сегодня он вложит, скажем, 6 миллионов долларов в новый траулер, а завтра ему могут сказать: правила изменились, квоты теперь будут распределяться по другому принципу! Как это и случилось в истории с судами, застрявшими на "Звездочке".

Поразительно, но эту очевидную проблему рыбной отрасли в коридорах высшей власти не решают в течение ряда лет. Нет такого федерального органа, имеющего отношение к судостроению, квотам или просто к общим вопросам управления, где не получали бы за подписью губернатора Архангельской области тревожные письма на эту тему. Не было к нам в течение вот уже четырех лет ни одного высокопоставленного визитера, которому также не вручалось бы соответствующее письмо по данной проблеме. Челобитные грамоты идут в Москву и из других рыбопромысловых регионов, оказавшихся в такой же ситуации: из Мурманской, Калининградской, Астраханской областей, с Дальнего Востока. Вопрос неизменно поднимается и на каждом из заседаний Морской коллегии при правительстве РФ.

Вот и на последнем, 20 января - тоже. Непосредственно к председателю коллегии, Сергею Иванову, губернатор Николай Киселев обратился в очередной раз с предложениями для решения проблемы строительства промысловых судов. В частности, говоря о невостребованных у "Звездочки" траулерах, губернатор попросил распределить квоты на вылов рыбы рыболовецким колхозам нашей области таким образом, чтобы появилась возможность достроить траулер у одного из них - "Красное знамя". Почему именно у него - вопрос совсем иного свойства, и освещается он достаточно регулярно в наших СМИ, которые подают его в пользу то одной, то другой конфликтующей стороны. Здесь важно заметить, что ровно год назад, 24 января 2005 года, после всех необходимых согласований "Звездочка" и колхоз "Красное знамя" подписали генеральный контракт на строительство одного из этих траулеров. Но так уж случилось, что реализация контракта постоянно срывалась из-за судебных разбирательств по квотам.

Так или иначе, но дело, похоже, сдвинулось, наконец, с места: председатель Морской коллегии дал поручение федеральному Агентству по рыболовству в максимально короткие сроки решить этот вопрос.

Надо полагать, что предложение администрации Архангельской области изменить существующий порядок распределения квот таким образом, чтобы они выделялись и для новых судов, построенных на российских предприятиях, нашло отклик на самом высоком уровне потому, что давно назрела необходимость создания в России экономических условий для обновления флота - и торгового, и промыслового, и вспомогательного. Вопрос о создании таких условий для развития судостроительной промышленности и формировании единой кораблестроительной программы в стране, кстати, и обсуждался на упомянутом заседании Морской коллегии. Наверное, поэтому интерес у многих ее членов вызвало и другое предложение Николая Киселева: поскольку в России недостает научно-исследовательских и гидрографических судов, губернатор предложил переоборудовать два других недостроенных на "Звездочке" траулера в специальные суда необходимого профиля.

О том, как будут решены все эти вопросы на высшем уровне, наша газета известит читателей.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя