Пресса Архангельской области
 



Знамя труда
21 января 2003 (5)
А. Суворов

"То далекое, из чего мы вышли..."

продолжение Начало в номере 62 от 06.08.2002 г.

Быковская сторона

Хотя местечко, где Быково, в очень давние времена тоже было диким. Считается, что во всей быковской округе жили дикие лесные люди. Пока не пришли Зыряна. Здесь кочевал большой род Биквы (Великой Белки). А стоянка звалась Биквино валежино Важена Авка - местообитание семьи племени Безрого Оленя из рода Великой Белки. (Великая Белка - современная Медведица - созвездие на небе). Позднее место называлось: Бикова изба, где жил Важена Бик (Сильный или могучий Олень);Бикова стоянка Важена Бака (то же, что и Бик); Биково место Бикова рода.

А где деревня - поселился и жил долго Гришка Даде (белка) из рода Бака Биквы. И был он сын Авдея Волосатого из местечка Акуловская (так зовут сейчас).

Вот и получается, что современное название "Быково" к Быку - представителю коровьего племени - никакого отношения не имеет. Оно или от формы "Баково место", во что с трудом верится, или от "Бикова стоянка" или "Бикова изба". То есть в своей основе "Белка" - место, где жили люди, (дети) Великой Белки.

Деревня Кибринская относится к числу "птичьих". В основе ее название "Филин": Отц, Итц, Ойко, Окобр,, Кобряты, Кибряты (Филины). Но в начале более старое название: Туэ, Тило, Тотэ, Тойво - филин. Все это говорит о том, что здесь явно просматривается "филино семейство". Племя филина жило долго, раз в народе осталась о нем память. Место, где жили люди Филина - Кибринское место.

Название Акуловская (в северном говоре - Окуловская) тесно связано с рекой. Первое название: Ли, Лима, Лиман - река, протока, где много рыбы. Алк, Айк, Акулу, Акуловск, Акуловска - это уже иное - закустаренный луг. Объяснение одно: река "ушла", остлись луга - сырые, закустаренные. К этому добавляло знакомое для вилежан название речки Лименда (ныне как Лимендка). Это просто Рыбная река.

У деревни Оживиха (Аживиха) есть и другое название - "фамильное" - Чижкова Гора. Это семейное название. Но первоначально: Ри, Рий, Аж, Рож, Ражо, Ражон, Рожанец - на языке арийских племен самое высокое место. Первые два названия на языке еще более древнего народа Узарой.

Так как потом название сменилось, значит, никто долгое время не жил и не бывал. Место назвали Ажи, Аживо, Аживиха - каменистая земля. Не то, что бы он был "разбросан" повсеместно, а лежал большими скоплениями. Ибо камня на наших землях хватает, но названия, связанные с ним очень и очень редки. Если учесть, что более древнее слово Аживих - каменная набросная пирамида, то становится понятно, почему название прошло через толщу времени. Значит, было за что дать название этому месту - "каменная земля".

Деревня Ольховка и ручей Ольховый. Где причина, а где следствие? Я отдаю предпочтение ручью Ольховому. Ибо поселение названо по речке, а не наоборот. Только следует учесть, что ручей - в переводе означает - Еловый. И деревня носит название Еловая (от слова Ель - О, Ол, Ольх, Ольха).

Деревня Лекваж (как Большой, так и Малый), тоже названа по речке. Хотя существует и другое название - Лекмаж. Этимология такова: Лу, Лув, Лувки, Лукву, Лукважв, Локваж, Лекваж. Это название оленя. Можно определенно сказать Оленья река. В данном случае: Ольховка - селение у еловой реки, а Лекваж (Лекмаж) - селение у оленьей реки.

Вот село Павловское

Где стоял старый дом В.З. Лапшина, когда-то было древнее святилище на высоком берегу речки Павлюй, которая брала начало в заросших старицах реки Виледь у деревни Заболото и Салтыковской. Впадала она в Виледь около деревни Ватлины (Вахрушево). Река и ручей, подмывая берега встретились, и русло ручья стало руслом реки.

Святилище, место его, называлось Мэчэвэ, Мэчэвэу, Чучий, Лорийский берег Виледский Мэчэвэйский, Лорийский берег - Мэчэвэйский берег Виледский, Рада виледская, Рада Пвлюйский берег Мэчэвэйский, Павловск, Павловский берег, Павловское худое место, Павловский лог у реки, Павловское селение у реки, село Павловский спас(по правосланому храму), село Павловское. Названий много , но они отражают значение этого места. Ибо Мэчэвэ - это и есть святилище. Слово Лорийский от Лора, Лорова места, где жил хранитель святилища Лора. Павлюй - это ручей у сухой ели. Так как ель, елуха (дерево) у разных народов звучало по- разному: Ель, Пель, Пилу, Пюльва, Пювлвли, Павлух, Павлуха.

Кстати, речка у деревни Вохта в переводе на современный язык - Еловая (Елуха)

Интересно название бывшей небольшой деревушки Обабчиха. Это название напрямую связано с древним святилищем, в центре которого стояла фигура богини - Золотая баба. Жители, поклонявшиеся ей, ушли по Линии пути, указанным Великими Ведунами, навстречу солнцу, на Восток. Они и унесли с собой Золотой Идол- Бабу. А место как звалось, так и осталось называться: Обо, Обабуй, Обабчи, Обабчихи, Обабчиха (Обабчий угор). Небольшой оползень снес немного вниз место установки Золотого Идола. Потом там поселились люди. А название так и осталось. Хоть и нет давно деревни, но в народе так и зовут "Обабчихин угор", "Обабчиха".

Продолжение следует.

болезнь ушла. Расцвела, красавицей стала. Жизнь прожила счастливо: богатой не была, но семье ее все завидовали. И сейчас еще живы потомки Катерины Чернаковой, по замужеству Климовой. Нормально живут. А место то, до сих пор обходят. Нехорошее место говорят. Кто знает - других не пугает. Так оно до сих пор в запустении. Пытались, говорят, сенокос в том месте устроить, да бросили. Заросло лесом то место. Худое то место. Вот и весь сказ".

Если говорит про Коновалихинские лога (а их за деревней очень много), нельзя не вспомнить и Настин лог.

Жила когда-то Настя Чернакова, дочь богатого коновала Ивана, сына коновала Трофима Чернакова. Вот как-то раз пошла она за брусникой (и сейчас она там растет). Ходила она по паберегам, собирала, много уже набрала, как вдруг увидела, где песочек осыпался, заблестело что-то. Присмотрелась - батюшки мои - это ж клад: и монеты, и бусы, и браслеты, и еще что-то. Думала вначале - померещилось, заманивает кто-то. Настя знала, сказывали, так бывает. Испугалась она, и подалась от этого места.

Дома все рассказала, да только посмеялись над ней. И раньше-то ее чудаковатой считали, а тут такое. Клянется Настя, божится, а никто ей не верит. Смеются и все. Лог тот так и прозвали Настиным.

А клад то до сих пор лежит. Говорят, кто найдет его, помолится должен за упокой души Настиной, да еще поставить в память о ней три большие свечки. Так, говорят, надо."

А ручей Блудиха впадает в ручей Ралево. Это название за всю историю не изменялось. Обозначает оно место, где жили дикие лесные люди. Место это угрюмое, особенно вершина Мокрого Ралево. Неуютно там чувствуешь себя.

Если уж говорить о диком лесном человеке, как его сейчас называют - Снежным, то с ним в Павловской округе (да и в других тоже) много названий связано. К примеру - Лейкино. Вдоль этого ручья за груздями ходят. Когда-то он звался Лиин ручей, Лийкин ручей, Лийкино, Лейкино. А до этого - Балин ручей. (Бало - дикий лесной "мужик", а Лиия -"баба" дикая лесная).

Вот про "бабу" и хотелось бы рассказать. Если идти по дороге от деревни Петухово через ручей Великий к ручью Коврижное, Коврижное поле будет. Оно зовется "Паесово". От слова Пил, Пилис, Паялисово, Паесово (Пил, Пай - человек лесной, дикий). Влево от полянки все лога и лога. Глубокие, извилистые. Там ручей есть. Когда-то его звали Анчутин ручей, Ведунов ручей, Живой, Жийвой, Колода, Живое, Звонкий, Студеный. Слово Анчута - Ведун -волхв, маг, кудесник, волшебник. По нашему - знахарь (в широком смысле этого слова).

Был там случай такой. У Серафима Егоровича Пахтусова поляна там была. Как-то раз Саря работал там, да и заметил девку молоденькую лесную. Что ему взбрело в голову, а может, это кровь молодая взыграла. А может, и просто любопытство взяло. Вот и помчался он за ней. А она, девка-то лесная, то ли бегать не могла, а может, и не хотела. Только догнал ее Серафим, и, как говорили тогда, овладел ею. Этим бы и кончилось все, да стал Саря замечать: как приедет или придет на полянку, а она тут уже неподалеку ходит. Понравился он ей, что ли? Ну, Саря мужик не промах был, вот и...

Все бы хорошо, если бы никто не знал. Но кто-то заметил "любовь" ихнюю и рассказал в деревне. В Голодухе он жил, по-новому в д. Городок. И пошло- поехало... С тех пор Сарю и прозвали: Саря - блядун лесной, а полянку с поженкой - Сарино бледево, Поженка Сари бледуна, Бледьская поженка. Там, когда жив был, косил Саша Лапшин из Павловска.

Нужно учесть, что слово Бледь в народе означало лесную "бабу, дикую морду волосатую". Название самки дикого лесного человека трансформировалось в "Бледь", что стало означать голую лесную "бабу". Это обзначение в народной речи дошло и до наших дней, как и слово "Бало" - самец дикого лесного человека.



Знамя труда:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя