Пресса Архангельской области
 


Звездочка
27 апреля 2006 (66)
Елена КОРОСТЕЛЬ

Последнее право быть первым

Этот корабль шел на "Звездочку" с надеждой на ремонт... Денег государство не нашло, и боевой крейсер шесть лет простоял у причальной стенки завода, получив окончательный приговор - никогда не вернуться в состав флота. За эти годы корабль лишился славного имени "Адмирал Ушаков" - его теперь носит отремонтированный на "Звездочке" эсминец "Бесстрашный". Бывшему "Ушакову" остался только номер. На этом фоне может звучать странно, что 12 апреля экипаж крейсера и его друзья отметили 25-й день рождения первого боевого отечественного надводного атомохода.

Всего в нашей стране было построено четыре крейсера серии 1144 (по классификации НАТО - "Орлан"). "Адмирал Ушаков" (1980), "Адмирал Лазарев" (1984), "Адмирал Нахимов" (1988), "Петр Великий" (1996). В боевом составе остался лишь последний. Проект считался лучшим в своем классе. Толчком к его созданию стало появление в 1961 году в США атомного надводного крейсера "Лонг Бич". В 1964 году Россия начала свои разработки. Новый корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее проектирование шло трудно и медленно. Постепенно облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность и получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. Строительство корабля началось в 1974 году, а принят в эксплуатацию он был в 1980-м. Крейсер базировался в Североморске и до 1992 года носил имя "Киров", затем - "Адмирал Ушаков". После аварии в 1990 году корабль перевели в резерв, и в морских походах он не участвовал.

И выходит, что "Адмирал Ушаков" реально нес службу десять лет. Для сравнения: уже упомянутый "Лонг Бич" стоял на страже границ США почти 35, с 1961 по 1995 год. В 80-х он прошел серьезную модернизацию. "...Ушаков" тоже мог бы служить лет сорок при условии ремонта каждые десять лет.

Специалисты отмечают, что в течение ряда лет "Орланы" были лучшими в мире кораблями своего класса. Несмотря ни на что крейсер пытались спасать всем миром. Даже специальный фонд спасения крейсера учредили. Это было в 1999 году по инициативе депутата Госдумы от Вологодской области В. Лопатина. Спустя пару лет фонд, собрав 20 млн. рублей, перестал сообщать о своей деятельности. Где он сейчас, выяснить не удалось. Экипажу крейсера Лопатин прислал письмо, в котором сообщил, что в связи с тем, что он вновь не избран депутатом, свою деятельность прекращает...

По иронии судьбы "Адмирал" все-таки останется первопроходцем до конца. Это потому, что технологии и опыта утилизации подобных судов в России нет. Ему быть первым. Стоимость работ примерно в десять раз выше, чем утилизация самой крупной атомной подводной лодки. Необходимо 40 млн. долларов. Сегодня вопрос утилизации атомного крейсера - вопрос безопасности всего Северо-Западного региона России. Поэтому по предложению "Звездочки" организовано сотрудничество в этом вопросе нескольких стран-доноров. Финансирование работ отчасти возьмут на себя участники программы Глобального партнерства стран большой восьмерки. Например, на первом этапе - разработки документации на безопасную выгрузку отработавшего ядерного топлива - готова вложить средства Италия. Сейчас договор в стадии подготовки...

А мощный боевой корабль длиной более 250 метров между тем продолжает жить. Экипаж под командованием капитана I ранга А.Л. Черненко честно несет службу и даже в прошлом году признавался лучшим в Беломорской военно-морской базе по физической подготовке и борьбе за живучесть.



Звездочка:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя