Звездочка
27 апреля 2006 (66)
Елена КОРОСТЕЛЬ
Последнее право быть первым
Этот корабль шел на "Звездочку" с надеждой на ремонт... Денег государство не
нашло, и боевой крейсер шесть лет простоял у причальной стенки завода, получив
окончательный приговор - никогда не вернуться в состав флота. За эти годы
корабль лишился славного имени "Адмирал Ушаков" - его теперь носит
отремонтированный на "Звездочке" эсминец "Бесстрашный". Бывшему "Ушакову"
остался только номер. На этом фоне может звучать странно, что 12 апреля экипаж
крейсера и его друзья отметили 25-й день рождения первого боевого отечественного
надводного атомохода.
Всего в нашей стране было построено четыре крейсера серии 1144 (по классификации
НАТО - "Орлан"). "Адмирал Ушаков" (1980), "Адмирал Лазарев" (1984), "Адмирал
Нахимов" (1988), "Петр Великий" (1996). В боевом составе остался лишь
последний. Проект считался лучшим в своем классе. Толчком к его созданию стало
появление в 1961 году в США атомного надводного крейсера "Лонг Бич". В 1964 году
Россия начала свои разработки. Новый корабль с самого начала стал любимым
детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее проектирование шло
трудно и медленно. Постепенно облик первого отечественного атомного корабля
приобрел многоцелевую направленность и получил окончательное наименование -
атомный ракетный крейсер. Строительство корабля началось в 1974 году, а принят в
эксплуатацию он был в 1980-м. Крейсер базировался в Североморске и до 1992 года
носил имя "Киров", затем - "Адмирал Ушаков". После аварии в 1990 году корабль
перевели в резерв, и в морских походах он не участвовал.
И выходит, что "Адмирал Ушаков" реально нес службу десять лет. Для сравнения:
уже упомянутый "Лонг Бич" стоял на страже границ США почти 35, с 1961 по 1995
год. В 80-х он прошел серьезную модернизацию. "...Ушаков" тоже мог бы служить
лет сорок при условии ремонта каждые десять лет.
Специалисты отмечают, что в течение ряда лет "Орланы" были лучшими в мире
кораблями своего класса. Несмотря ни на что крейсер пытались спасать всем
миром. Даже специальный фонд спасения крейсера учредили. Это было в 1999 году
по инициативе депутата Госдумы от Вологодской области В. Лопатина. Спустя пару
лет фонд, собрав 20 млн. рублей, перестал сообщать о своей деятельности. Где он
сейчас, выяснить не удалось. Экипажу крейсера Лопатин прислал письмо, в котором
сообщил, что в связи с тем, что он вновь не избран депутатом, свою деятельность
прекращает...
По иронии судьбы "Адмирал" все-таки останется первопроходцем до конца. Это
потому, что технологии и опыта утилизации подобных судов в России нет. Ему быть
первым. Стоимость работ примерно в десять раз выше, чем утилизация самой крупной
атомной подводной лодки. Необходимо 40 млн. долларов. Сегодня вопрос утилизации
атомного крейсера - вопрос безопасности всего Северо-Западного региона России.
Поэтому по предложению "Звездочки" организовано сотрудничество в этом вопросе
нескольких стран-доноров. Финансирование работ отчасти возьмут на себя участники
программы Глобального партнерства стран большой восьмерки. Например, на первом
этапе - разработки документации на безопасную выгрузку отработавшего ядерного
топлива - готова вложить средства Италия. Сейчас договор в стадии подготовки...
А мощный боевой корабль длиной более 250 метров между тем продолжает жить.
Экипаж под командованием капитана I ранга А.Л. Черненко честно несет службу и
даже в прошлом году признавался лучшим в Беломорской военно-морской базе по
физической подготовке и борьбе за живучесть.
|