Звездочка
27 сентября 2007 (154)
Дмитрий ДЕРЯГИН
Его увлечение - заказ
В канун Дня трудовой славы "Звездочки" опытному сдаточному механику цеха 15
Григорию Петровичу Рожкову было присвоено почетное звание "Ветеран предприятия".
Еще в начале 70-х выпускник Северодвинского политехникума Григорий Рожков,
устроившись после службы в армии дозиметристом в лабораторию N 1, прошел
"боевое" крещение - впервые погрузился в морскую глубину на борту подводной
лодки. Конечно, в то время он и не предполагал, что скоро погружения и всплытия
на АПЛ станут для него привычным делом. Но до этого ему предстояло окончить Сев-
машвтуз по специальности "автоматика и телемеханика" и "десятилетку" в цехе 16,
сначала в качестве простого рабочего - наладчика систем теплотехнического
контроля и автоматической регулировки, а затем в качестве мастера.
После такой серьезной школы ему оказались по плечу суровые, но захватывающие
будни сдаточной команды. И даже самый экстремальный эпизод его трудовой
биографии - участие в качестве сменного сдаточного механика в ходовых испытаниях
первой АПЛ проекта 667АТ "Груша", когда произошла разгерметизация оболочки
тепловыделяющего элемента активной зоны левого борта, - не смог поколебать его
решимости двигаться по выбранному пути.
После первой АПЛ проекта 667АТ Рожков
испытывал вторую, а на третьем подобном корабле он трудился уже в должности
старшего сдаточного механика, который организует работу всей сдаточной команды,
а это более двухсот человек. "Проблем с
реакторами на третьей "Груше" не было, - вспоминает ветеран. - Барахлила
турбина, но, слава богу, мы ее довели до ума".
По мнению Григория Петровича, сейчас, когда сдается по одному заказу ВМФ в 2-3
года, в ходе испытаний выявляется намного больше недочетов, чем когда сдавали по
четыре АПЛ в год. По его словам, специалисты были тогда более "дрессированными",
чем сегодня: в памяти у них не успевали стереться впечатления от ремонта
предыдущего корабля.
"В настоящее время у нас на 383-м заказе (РПКСН "Брянск") такое распределение
ролей: с утра старший сдаточный механик Роман Бранзбург руководит всеми
действиями подчиненных от носа до кормы, а вечером я остаюсь за него, - рассказывает
ветеран о своей текущей работе. - Уже три месяца тружусь во вторую смену. И
так скорее всего, будет до ноября-декабря".
Во время общения с Григорием Петровичем, который оказался весьма приятным
собеседником, выяснилось, что жизнь его семьи очень тесно связана с
судоремонтом: жена работает в НИПТБ "Онега", младшая дочь - в УВТС, и даже
двоюродный брат некогда трудился на нашем заводе, пока не уехал на родину, в
Воронеж. Будущий корабел Григорий Рожков родился в этом же южном городе.
- Мой отец по службе постоянно перемещался по необъятным просторам Советского
Союза, а мы - вместе с ним. Вот так наша семья
однажды и оказалась в Северодвинске, - вспоминает сдаточный механик.
- А вы случайно не собираетесь возвращаться в Воронеж? - задаю, наверно,
бестактный вопрос.
- Нет. Там летом чересчур жарко, а я жару не люблю, - отвечает он.
Постепенно тема разговора сменилась. Заговорили об увлечениях. Автомобиль
Рожкова третий год стоит в гараже, так как пока свободного времени - а это один-
два выходных в месяц - ветерану хватает только на домашний компьютер, где
собрана солидная фотоколлекция, пополняемая с помощью хороших цифровых
фотоаппаратов. "Главное мое увлечение сегодня - 333-й заказ", - сказал Григорий
Петрович.
|